В Госдуму внесен проект Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее – КАО РФ).
Предлагается выделить в структуре Кодекса три части – Общую, Особенную и Процессуальную – состоящие из разделов и глав (всего 52 главы). Основными отличиями нового документа от действующего
КоАП РФмогут стать:
- сплошная нумерация норм, что будет способствовать более эффективному использованию их правоприменителем;
- введение нормы, определяющей основания административной ответственности (единственным основанием привлечения физического или юридического лица к административной ответственности определено совершение им административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью КАО РФ или законом субъекта РФ об административной ответственности);
- установление новых принципов привлечения к административной ответственности – индивидуализация (привлечение к ответственности того лица, которое непосредственно совершило правонарушение, с учетом его индивидуальных характеристик, принимаемых во внимание при назначении наказания) и справедливость (соответствие, соразмерность применяемых к лицу мер ответственности характеру совершенного им правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного), а также уточнение принципа недопустимости повторного привлечения лица к административной ответственности;
- уточнение понятий «состав административного правонарушения» (совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, подтверждающих фактическое наличие административного правонарушения) и раскрытие его элементов – объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона;
- введение норм, определяющих моменты окончания административного правонарушения, определение понятий длящегося и продолжаемого административных правонарушений, повторности совершения административного правонарушения, совокупности административных правонарушений;
- установление общих правил административной ответственности граждан РФ, не обладающих специальным правовым статусом;
- выделение граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в самостоятельную категорию субъектов административного правонарушения, отличную от должностных и юридических лиц;
- введение нормы о возможности применения к лицу, совершившему административное правонарушение, более мягкого административного наказания, чем предусмотрено законом.
В проекте систематизированы в отдельной главе обстоятельства, исключающие основания привлечения лица к административной ответственности и основания для освобождения лица от административной ответственности. При этом перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к административной ответственности, дополнен такими обстоятельствами, как физическое или психическое принуждение, исполнение приказа или распоряжения. В свою очередь, в числе оснований для освобождения лица от административной ответственности могут появиться такие основания, как деятельное раскаяние, выражающееся в устранении лицом допущенных нарушений обязательных требований в установленный административно-юрисдикционным органом срок, и примирение с потерпевшим. Определено понятие малозначительного административного правонарушения, выделены его отличительные признаки.
Процессуальная часть проекта КАО РФ определяет порядок производства по делам о привлечении к административной ответственности. При этом выделяется два вида производства – полное и упрощенное (используемое для ускоренного рассмотрения отдельных категорий дел, например, дел о нарушениях требований безопасности дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме). Также в этой части систематизированы принципы осуществления производства по делам о привлечении к административной ответственности, установлен перечень грубых нарушений процессуальных норм КАО РФ, уточнен правовой статус участников производства по делам о привлечении к административной ответственности, правила доказывания по этим делам, порядок возбуждения и рассмотрения дел и т. п.
КАО РФ планируется ввести в действие с 1 января 2017 года.