Во исполнение Плана работы судебного участка на 1 квартал 2020 года проведено обобщение судебной практики по делам об  административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, рассмотренных на судебном участке мирового судьи в административно-территориальных границах всего Октябрьского района Оренбургской области в период с 01.01.2020 по 31.03.2020.

Положениями части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Из системного толкования части 1 статьи 20.25 и статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить административный штраф не позднее шестидесяти дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты административного штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ  протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановления о наложении административных штрафов, а по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями, протоколы составляют судебные приставы-исполнители. Кроме того, дела о нарушениях по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ  составляют должностные лица учреждений уголовно-исполнительной системы (п. 5 ч. 5 ст. 28.3).

1.  Сведения об общем количестве рассмотренных дел,

сроках и качестве их рассмотрения.

В 1 квартале 2020 года  на судебном участке в административно -территориальных границах всего Октябрьского района Оренбургской области рассмотрено 317 дела об административных правонарушениях, из которых 137  дел  об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, что составляет  43,2% от общего числа рассмотренных. 

5 дел  об административных  правонарушениях, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ было направлено на рассмотрение по подведомственности. 

На рассмотрение мировому судье судебного участка  в административно-территориальных границах всего Октябрьского района Оренбургской области района  поступило  66 дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ из Отделения МВД России по Октябрьскому району  (20,8 % от общего количества дел), 5 дел из  Октябрьского РОСП (1,5 % от общего количества дел), 68 дел из ОГИБДД Отд МВД России по Октябрьскому району (21,45% от общего количества дел), 2 дела из Государственной инспекции труда  в Оренбургской области (0,63% от общего количества дел), и 4 дела из Отд МВД по Сакмарскому району (1,6% от общего количества дел), 5 дела из МУ МВД «Оренбургское» (1,57 % от общего количества дел), 2 дела ГКУ города Москвы «Организатор перевозок» (0,63% от общего количества дел).  

Всего подвергнуто наказанию 123 лица из них:  27 женщин и 96 мужчин.

Подвергнуто  наказанию в виде административного ареста – 6 (4,87%) лиц, к наказанию в виде штрафа – 103 на общую сумму -139 431 рублей, что составляет   81,10% от общего числа лиц, подвергнутых к наказанию, к наказанию в виде обязательных работ 14 лиц.

Все дела рассмотрены с участием лиц, в отношении которых велось производство по делу, а также в отсутствие указанных лиц, при условии их надлежащего извещения.    

Изучение практики показало, что производство по административным  делам  указной категории по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 КоАП РФ прекращены по  6 делам, из них: на основании п. 1 ч. 1  ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения – 2 дела,  в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности – 3 дела, на основании п. 8 ч. 1  ст. 24.5 КоАП РФ в связи в связи со смертью лица, привлекаемого к административной ответственности – 1 дело.

Два дела об административных правонарушениях были прекращены за отсутствием в действиях лица события административного правонарушения, поскольку административный штраф был уплачен в установленные законом сроки, однако сведения о его оплате отсутствовали в ЦАФАП в области ДД ГИБДД УМВД России по Оренбургской области.

Дела об административных правонарушениях производство по которым было прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности поступили на судебный участок из других регионов, лицо  в судебный участок не было доставлено, в связи с чем, с учетом времени необходимого для извещения лица, привлекаемого к ответственности, срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела истек.

Во всех  делах имеются определения о принятии дела к производству и назначении даты судебного заседания, а также  имеются протоколы судебных заседаний, отвечающие  всем необходимым требованиям закона, с описания всех судебных действий и исследования доказательств.

Анализ дел показал, что за  1 квартал 2020  дела об административных правонарушениях предусмотренных ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ не обжаловались.

По всем материалам имеется отметка об исполнении наказания.

2. Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 ч.  1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1  ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях. В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность (пп. "з" п.3).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ характеризуется бездействием лица, на которое возложена обязанность по уплате административного штрафа, следовательно, территориальная подсудность дел по указанной статье определяется местом, где должна быть выполнена обязанность по уплате штрафа.

Применительно к физическим лицам, местом совершения правонарушения является место жительства (регистрации) этого лица.

Все дела рассмотрены с соблюдением  правил подсудности, т.е. по месту жительства, привлекаемого к административной ответственности.  

Одно дело направлено по подведомственности мировому судье для рассмотрения по месту совершения административного правонарушения.

3. Виды административного наказания.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В 1 квартале 2020 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ подвергнуто наказанию 123 лица из них:  27 женщин и 96 мужчин.

Административное наказание в виде административного ареста назначено 6 (4,87%) лицам, из которых одно лицо на срок  1 сутки, три лица на срок 3 суток, 2 лица на срок 13 суток. Согласно с ч. 2 ст.25.1  КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным. В соответствии с ч. 4 ст. 29.6  КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении. Все дела, по которым назначено наказание  виде административного ареста рассмотрены с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу.

К наказанию в виде штрафа подвергнуто 103 на общую сумму -139 431 рублей, что составляет   81,10% от общего числа лиц, подвергнутых к наказанию.

К наказанию в виде обязательных работ подвергнуто 14 лиц.

4. Возвращение протоколов об административных правонарушениях должностному лицу для устранения недостатков его составления.

В 1 квартале 2020 года 6 протоколов об административных правонарушениях возвращены должностному лицу для устранения недостатков его составления.

Все протоколы были возвращены в ОдтМВД России по Октябрьскому району Оренбургской области и ОГИБДД ОдтМВД России по Октябрьскому району Оренбургской области по следующим основаниям:

Санкция ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает в качестве наказания административный арест.

Лица, в отношении которых велось производство по делу, в день поступления протокола об административном правонарушении доставлены не были.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.

Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ). Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определениях от 21 мая 2015 г. N 1125-О, от 29 сентября 2015 г. N 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.

Таким образом, принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:

- лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание;

- санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает, помимо административного ареста, возможность назначения иного вида административного наказания;

- фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.

При этом судам надлежит учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела.

Данная позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г.).

Административное наказание в виде обязательных работ также может быть назначено только в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Санкция административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, устанавливает ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Как следует из поступивших на судебный участок материалов, лицам   вменяется неуплата штрафа в пределах от 500 руб. до 2000 руб. лица,  ранее  они неоднократно  привлекались к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и согласно данным официального сайта УФССП России по Оренбургской области, назначенные административные штрафы не оплачивали, поэтому  мировой судья,  исходя из имеющихся материалов дела, допускал возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания иного, кроме административного штрафа, которые могут быть назначены только в его присутствии, в связи с чем, пришел к выводу о возвращении протоколов для обеспечения доставки лиц, в отношении которых они были составлены.

Выводы:     Проведенный анализ показал, что  дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, рассматриваются мировым  судьей, с соблюдением сроков рассмотрения дел, процессуальные нормы выполняются, по всем материалам выносятся определения о назначении дела к слушанию.  Постановления мирового судьи вручаются своевременно. Дела за 1 квартал 2020  года  по ст. 20.25 ч. 1  КоАП РФ,  апелляционном и надзорном порядке не обжаловались.

Помощник мирового судьи                              А.Г. Шиняева